знакомства секс html php сайт знакомств

«Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так…» К. Маркс
«Восемнадцатое брюмера Луи–Бонапарта»

Закон достаточного основания Г. Гегеля и конец классового государства в России

Важная часть диалектики Гегеля - это учение об основании. Закон достаточного основания, как он преподается в наших учебных заведениях, есть самое бедное его содержание, которое применимо только в рассуждениях, а вот в учении Гегеля оно представлено в развернутом виде.  В этой форме оно может служить методикой для исторических исследований. В данной работе рассматривается применение учения Гегеля к истории классового государства в России.

Учение Гегеля об основании

Учение об основании входит в раздел сущности сочинения «Науки логики». Главное в понятии сущность у Гегеля – это такое содержание предметов и явлений, которое определяет их развитие. Сущность у Гегеля, во-первых, является двигателем прогресса, а во-вторых, сама меняется в процессе своего развития, меняет свои определения. Так, наиболее важные ступени развития сущности: основание, материя и форма, содержание.

Еще Аристотель отнес к сущностям виды и роды предметов и явлений. Виды и роды хороши для классификации, но они статичны, они не показывают источник развития. Такую сущность Гегель относил к «абстрагирующей рефлексии», указывая, что она «внутренне мертвое, пустое отсутствие определений» (Гегель. (1970). Наука логики. В трех томах. М. т. 2, с. 8).  Все современные определения сущности сводятся к этому положению Аристотеля.

Первое определение сущности у Гегеля: «истина бытия – это сущность» (Гегель. (1970). Наука логики. В трех томах. М. Т. 2, с. 7).

Сегодня понимание этой аксиомы в области общественных явлений полностью утрачено. Непосредственность событий воспринимается за конечную причину и истину, это проявляется в том, что развитие обществ полностью приписывается политическим лидерам, а не законам социально-экономического развития.  

В области естественных наук поиск сущности, правда, успешно продолжается путем проникновения внутрь материи, организма, психики, но в общественных науках проникновение внутрь невозможно. Здесь нам помогает второе определение сущности у Гегеля «сущность есть прошедшее» (Гегель. (1970). Наука логики. В трех томах. М. Т. 2, с. 7). Это значит, что для поиска сущности общественных явлений проникновение вглубь должно быть заменено на проникновение в глубь истории.

Надо заметить, что проникновение внутрь материи также является путешествием в историю, так как по мере проникновения открываются внутренние структуры, которые исторически имеют более раннее происхождение.

Племенное государство в России

Согласно второму определению сущности предстоит раскрыть природу государства на Руси.

Первое государство появилось с приходом Рюрика, который объединил славянские племена. Эти племена предшествовали государству, они и явились тем основанием, из которого оно произошло. Значит эти племена и составляют сущность первого государства в России.

«…основание есть прежде всего нечто определенное этим первым» (Гегель. (1970). Наука логики. В трех томах. М. Т. 2, с. 71). Это положение указывает дальнейшее направление исследования. Оно означает, что надо приглядеться к тому, какие изменения в жизни племен привели к образованию Киевской Руси.

К моменту образования государства Рюрика славянские племена завершили свое передвижение от подножий Карпат. Это значит, что прежде они вели полуоседлый образ жизни, как и другие охотничьи племена, но на территории Русской равнины они заселили огромные пространства, достигнув пределов лесной зоны, в которой только и могли вести свое промысловое хозяйство. Поэтому они вынуждены были перейти к оседлому образу жизни, заняв каждый определенную территорию, как это следует из «Повести временных лет».

Этим изменениям соответствует философская категория меры, согласно которой качество уменьшаясь или увеличиваясь сверх меры исчезает. В данном случае исчезает полуоседлое существование племен. Территория, которая послужила мерой для изменения качества является одной из главных характеристик для будущего государства.

Благодаря водному пути «из варяг- в греки» племена завязали торговлю с передовой Византией, стали образовываться города, как места для накопления предметов торговли. Препятствием к совместной торговой деятельности стала раздельность племен, о чем ясно сообщает «Повесть временных лет». Избрание Рюрика новгородцами позволило создать надплеменную публичную власть, которая ввела судебную практику для предотвращения междоусобных войн. Итак, публичная власть есть вторая черта нового образования, которая способствовала появлению государства.

Территориальный союз племен под руководством публичной власти – вот новая форма организации, возникшая в Новгороде, которая создавала наилучшие условия для существования оседлых племен. Это привело их к объединению и образованию государства Киевская Русь.   

«Лишь как основание сущность обладает прочной непосредственностью, иначе говоря, есть субстрат» (Гегель. (1970). Наука логики. В трех томах. М. Т. 2, с. 7). Это означает, что сущность из идеальной превращается в материальную в виде племен и публичной власти на ограниченной территории. К этому выводу приходим путем рефлексии (обращения назад), отправной точкой которой является первое государство.

Благодаря этим определениям сущность приобретает форму. К форме философ относит все определенное, в данном случае, племена и публичная власть служат определениями сущности. Так как форме противостоит материя, то получается, что сущность распадается на противоположности: материю и форму, согласно философии Гегеля, причем племена приобретают свойство «пассивной» материи, а власть приобретает свойства «деятельной» формы.

Нам известно, что в вещах материя не существует без формы, а форма без материи. Но на высоком уровне развития, где связь между материальными объектами выступает в форме отношений, возможно отдельное существование материи и формы. Например, среди людей вся организация общества построена на отношениях. Отец и сын, раб-господин, деньги – товар, – эти противоположности все являются отношениями, которыми определяется поведение людей. 

Так вот, в государстве между населением и властью существуют отношения, как между материей и формой в простых вещах: форма не существует без материи, а материя на существует без формы, материя формируется, форма материализуется.  Это означает, что племена, как материя, и публичная власть, как форма, не существуют друг без друга и влияют друг на друга. Как же это происходит?

В Киевской Руси можно наблюдать первое и очень полезное взаимовлияние. Образовавшаяся публичная власть обеспечивает мирное существование населения, и племена начинают распадаться на патриархальные семьи. Племенная основа Киевской Руси постепенно исчезает с 10 по 12 вв., как установил Чивилихин В. А. по датам последних упоминаний племенных наименований в «Повести временных лет» (Чивилихин, В. А. (1983). Память. В двух книгах. Ленинград. Кн. 2, с. 260).

С распадом племен исчезает основа племенного государства, поэтому Киевская Русь распадается на отдельные княжества.

Это главное положение закона основания. Нечто имеет свое основание в предшествующем, но когда основание переходит в свою противоположность, в данном случае, от племени к семье, то нечто отмирает. Племенное государство отмирает, а на его место приходит государство классовое. Вот как происходило его образование.

Три формации классового государства в России

 Хозяйственным объектом для населения племенного государства была племенная территория. С распадом племен население обособляется в семейном хозяйстве, а забота об общей территории остается князю и его дружинникам, происходит образование двух противоположных классов: трудящегося населения, занятого собственным хозяйством, и вооруженной публичной власти, на попечении которой остается забота об общей территории. Эта земля становится частной собственностью князей.

Новое классовое устройство есть первая форма феодализма, которая уже имеет широкое основание в виде огромной территории славянских племен, заселенных патриархальными семьями, и княжескую власть, которая владеет этими территориями на правах частной собственности.

Производственной основой этой первой стадии феодализма является полуоседлое земледелие, которое к концу периода сменяется оседлым земледелием. На этой последней стадии Московская Русь достигает политического единства и предела своего развития, так как в структуре государства уже созрело новое основание: оседлое крестьянство и новый правящий класс – мелкопоместное дворянство, которые являются могильщиками первой формы феодализма. Эти классы побеждает в результате Смуты. 

Оседлое крестьянство и дворянство – это сущность и основа следующей формы феодализма - крепостничества. Оседлое крестьянство первоначально ведет натуральное хозяйство. Но со второй половины 18 в. крестьянство под руководством дворянства переходит к товарному производству. Для руководства крестьянством, после отмены крепостного права, появляется новый руководящий класс –земская интеллигенция. Мелкотоварное крестьянство и земская интеллигенция – это новая сущность и основа, которые является могильщиками крепостничества.

После свержения царизма в 1917 г. мелкотоварное крестьянство и земская (сельская) интеллигенция становятся основой и сущностью СССР. Советское правительство создало условия для коллективизации и индустриализации. В результате этих мероприятий меняется основа Советской власти. На смену крестьянству и земской (сельской) интеллигенции приходят рабочий, а также промышленная и научная интеллигенции. Эти классы являются могильщиками Советской власти.

Здесь необходимо обратить внимание на то содержание, которое приобретает основание, а значит и сущность, на протяжении всего времени существования классового государства. Это содержание сущности: способ производства, трудящийся класс и правящий. Содержание – это третье определение сущности, которое включает в себя материю и форму во взаимосвязи.

Но рабочие и интеллигенция современной России — это также те классы наемного труда, которые должны уничтожить классовое государство, и вот почему?

 

Неизбежность ликвидации классового государства в современной России

Отчуждение трудящегося населения от земли, как общего средства производства, возникло еще в 12 в. У земли вместо племен появились новые хозяева - частные собственники, которые стояли во главе государства, князья. Власть и собственность в руках меньшинства собственников земли позволяла им служить общим интересам.

Но в СССР и трудящийся класс, и руководящий стали наемными работниками, у общественного капитала после этого не стало собственников. Каждый наемный работник заботился о своем собственном благосостоянии, а общественную собственность стремился использовать в личных целях, что и привело к экономическому разорению СССР.

В современной России сохранилось то же социальное устройство, а значит ее ждет та же судьба, страна будет разорена собственным народом, а преуспеют в этом чиновники, ближе стоящие к вершинам власти.

Не только противостояние наемных работников общественному капиталу, но и закон основания свидетельствует о неизбежности ликвидации классового государства на данном этапе развития России.

Первоначально классовое государство возникает в результате отчуждения населения от общественной собственности благодаря семейному производству. Когда же производство выходит за пределы семьи и становится коллективным на государственных фабриках и заводах, меняется основа классового государства, а значит, классовое государство должно отмереть. Это главная причина, по которой классовое государство должно отмереть в современной России, но для этого должны созреть условия.

Таким условием будет затяжной экономический кризис в нашей стране, который заставит интеллигенцию задуматься об отмене наемного труда.

Современная российская интеллигенция, дорвавшаяся до власти и богатства, не заинтересована в построении социализма. Но почему его построение не получилось у КПСС, которая ставила такую задачу в СССР, почему стало возможно восстановление частной собственности и дикого капитализма?

В период Советской власти страна была близка к отмене классового устройства, когда производство вышло за пределы семьи. Но теоретически отмена наемного труда не была разработана. Критикуя мелкобуржуазный капитализм основоположники марксизма обращали главное внимание на уничтожение частной собственности и товарного обмена, о необходимости ликвидации наемного труда упоминали только вскользь. Теория оказалась неразработанной, поэтому у Сталина не было возможности построить истинный социализм в СССР.

 

Заключение

 

Главное в учение об основании Гегеля заключается в том, что всякое явление имеет свое основание в предыдущем, а когда это основание изменяется на противоположное, то отмирает и само явление. Это основание служит сущностью для явления. Данному закону подчиняется возникновение государства в России и его последующее развитие.

Согласно этому закону первое государство на Руси образовалось из оседлых славянских племен, это было племенное государство Киевская Русь. Затем появилось классовое государство, которое прошло три формации, в основе которых лежало три разных способа производства: полуоседлое земледелие, оседлое земледелие и товарное производство. Товарное производство продолжается и в современной России.

Но на этом заканчивается развитие классового государства в нашей стране. Эта готовность к его отмене заключается в том, что и трудящийся класс, и правящий класс являются работниками наемного труда и противостоят общественному капиталу, у которого нет собственника. Это неминуемо приведет к разорению общественного капитала, затяжному экономическому кризису, который заставит элиту общества отменить наемный характер труда в России.

Вернуться к списку статей

Free Web Site Counter
Free Web Site Counter

Последние события

Пока новостей нет Читать все события

Обратная связь

Рeшите задачу:


* Поля обязательные для заполнения